Россию по праву можно считать родиной стратегической бомбардировочной авиации. Еще в 1913 году, накануне первой мировой войны, когда Европа летала на одномоторных "Ньюпорах", "Фарманах", на Русско-Балтийском заводе в Санкт-Петербурге под руководством Игоря Сикорского был построен тяжелый четырехмоторный воздушный корабль "Илья Муромец", применявшийся на фронте с 1915 года. 10 декабря 1914 года русская военная авиация была официально разделена на тяжелую, подчиненную главному командованию, и легкую, в составе войсковых соединений.
"Илья Муромец" - первый тяжелый
бомбардировщик
В январе 1915 года начала действовать
первая в мире авиационная часть дальней авиации -
эскадра воздушных кораблей, первоначально
оснащенная десятью боевыми и двумя учебными
самолетами "Илья Муромец". Велись работы и
по созданию значительно более мощных, чем
"Илья Муромец", бомбардировщиков.
Гражданская война привела к
замедлению темпов развития отечественной
бомбардировочной авиации. Тем не менее еще в 1920
году были начаты работы по созданию нового
тяжелого бомбардировщика - триплана "Комта"
("Комитет по тяжелой авиации"). Однако
самолет оказался неудачным, и строевые части
оснащались иностранными бомбардировщиками
типов Фарман "Голиаф" и Юнкерс ЮГ-1.
Первый отечественный
цельнометаллический бомбардировщик - это был
моноплан ТБ-1 - поднялся в воздух в 1925 году.
Наступила новая эпоха в развитии тяжелой
авиации. Уже в начале 30-х годов СССР распологал
наиболее совершенными для своего времени
цельнометаллическими тяжелыми
бомбардировщиками ТБ-1 и ТБ-3, а также
"воздушными крейсерами" - разведчиками и
истребителями сопровождения Р-6, созданными под
руководством А.Н.Туполева и строившимися
большими сериями.
ТБ-3 - основа предвоенной дальней авиации
На рубеже 20-30-х годов началась
отработка системы боевой подготовки, в основе
которой было применение крупных группировок
бомбардировочной авиации, маневр на большие
расстояния, действия дальней авиации в сложных
метеоусловиях днем и ночью.
В 1933 г. Военно-Воздушные Силы страны
приступили к формированию
тяжелобомбардировочных авиационных корпусов. В
1936-1938 гг. создаются крупные
дальнебомбардировочные оперативные объединения
- авиационные армии особого назначения (АОН).
Удельный вес дальней бомбардировочной авиации
(ДБА) - так этот род авиации стал называться с 1934 г.
- в составе ВВС возрос за короткое время с 11 до 21%.
Дальний бомбардировщик Ер-2
Тяжелые бомбардировщики
успешно применялись против японских войск в ходе
боев в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол
(1938 г.), где ТБ-3 не только успешно уничтожали живую
силу и боевую технику, но и оказывали мощное
моральное воздействие на противника.
В 1936 г. практически одновременно с
самолетом В-17 американской фирмы "Боинг" в
России был построен дальних скоростной и
высотный бомбардировщик - "летающая
крепость" ТБ-7 (Пе-8). Однако основу ДБА в
предвоенное время составляли двухмоторные
самолеты ДБ-3 и его модификация ДБ-3Ф (Ил-4).
ДБ-3 прототип известного Ил-4
В Великой Отечественной войне дальняя
авиация решала как стратегические, так и
оперативно-тактические задачи. Привлекалась она
при необходимости и к нанесению бомбовых
ударов по целям на поле боя. Уже летом 1941 г.
самолеты Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Ер-2 бомбили Берлин,
Кениксберг, другие важные экономические центры
противника.
Однако распыление сил дальней авиации,
отсутствие централизованного руководства ее
действиями привели к неоправданным боевым
потерям (из 1000 самолетов ДБА, имевшихся к началу
войны, к концу 1941 г. в строю осталось лишь300). В 1942
г. ДБА была непосредственно подчинена ВГК. Ее
действия стали носить характер массированных
налетов на наиболее важные объекты. Так удары
авиации по городам Хельсинки и Будапешт ускорили
выход Финляндии и Венгрии из войны.
Ил-4
В 1941-1945 гг. потребовалась концентрация основных усилий авиационной промышленности на производстве самолетов фронтовой авиации - истребителей, штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков. Для ДБА большой серией строились лишь бомбардировщики Ил-4, продолжался малосерийный выпуск самолетов Пе-8 и Ер-2. В то же время были прекращены работы по дальнему высотному бомбардировщику ДВБ-102, построенному в 1939 г. ОКБ В.М.Мясищева и близкому по своей концепции к американскому самолету Боинг В-29.
Экипаж Пе-8 после вылета на Берлин
После окончания войнысоветская
дальняя авиация (стала именоваться так с 1946 г.)
распологала внушительным парком из 1839 самолетов,
однако лишь относительно малая часть - 32
четырехмоторных бомбардировщика Пе-8 - была
способна решать стратегические задачи.
Большинство же самолетов - устаревшие Ил-4, Ер-2, а
также полученные по ленд-лизу В-25 - имели
недостаточный боевой радиус, бомбовую нагрузку,
низкую скорость и слабое оборонительное
вооружение.
Разумеется, руководство страны не
могло мириться с подобной ситуацией, тем более
что еще в 1943 г., после получения информации об
аналогичных исследований в США и Германии, СССР
приступило к реализации собственной атомной
программы, а для бомбы требовался
соответствующий носитель. В 1947 г. в Казани и
Куйбышеве началась массовая постройка тяжелых
бомбардировщиков Ту-4 (копия американского В-29),
продолжавшаяся до 1952 г. В 1952-1953 гг были созданы
дальние бомбардировщики нового поколения - Ту-16,
Ту-95 и М-4, оснащенные газотурбинными силовыми
установками. В 1958-м, с появлением Ту-22 дальняя
авиация вступила в сверхзвуковую эпоху.
Первые опыты дозаправки Ту-4 а воздухе
В настоящее время дальняя авиация России распологает стратегическими самолетами Ту-95-К22, Ту-95МС и Ту-160, бомбардировщиками средней дальности Ту-22М2 и Ту-22М3, а также самолетами-заправщиками Ил-78 и Ил-78М. Численный состав ДА заметно сократился за счет снятия с вооружения выработавших свой ресурс самолетов 3М, Ту-16 и Ту-22. В то же время практически прекратился серийный выпуск самолетов четвертого поколения Ту-160 и Ту-22М3.
Ту-16 с крылатыми ракетами КСР
Предсерийный Ту-22М-0