ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ

    Россию по праву можно считать родиной стратегической бомбардировочной авиации. Еще в 1913 году, накануне первой мировой войны, когда Европа летала на одномоторных "Ньюпорах", "Фарманах", на Русско-Балтийском заводе в Санкт-Петербурге под руководством Игоря Сикорского был построен тяжелый четырехмоторный воздушный корабль "Илья Муромец", применявшийся на фронте с 1915 года. 10 декабря 1914 года русская военная авиация была официально разделена на тяжелую, подчиненную главному командованию, и легкую, в составе войсковых соединений.

Илья Муромец (6989 bytes)
"Илья Муромец" - первый тяжелый бомбардировщик

    В январе 1915 года начала действовать первая в мире авиационная часть дальней авиации - эскадра воздушных кораблей, первоначально оснащенная десятью боевыми и двумя учебными самолетами "Илья Муромец". Велись работы и по созданию значительно более мощных, чем "Илья Муромец", бомбардировщиков.
    Гражданская война привела к замедлению темпов развития отечественной бомбардировочной авиации. Тем не менее еще в 1920 году были начаты работы по созданию нового тяжелого бомбардировщика - триплана "Комта" ("Комитет по тяжелой авиации"). Однако самолет оказался неудачным, и строевые части оснащались иностранными бомбардировщиками типов Фарман "Голиаф" и Юнкерс ЮГ-1.
    Первый отечественный цельнометаллический бомбардировщик - это был моноплан ТБ-1 - поднялся в воздух в 1925 году. Наступила новая эпоха в развитии тяжелой авиации. Уже в начале 30-х годов СССР распологал наиболее совершенными для своего времени цельнометаллическими тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1 и ТБ-3, а также "воздушными крейсерами" - разведчиками и истребителями сопровождения Р-6, созданными под руководством А.Н.Туполева и строившимися большими сериями.

ТБ-3 (12944 bytes)
ТБ-3 - основа предвоенной дальней авиации

    На рубеже 20-30-х годов началась отработка системы боевой подготовки, в основе которой было применение крупных группировок бомбардировочной авиации, маневр на большие расстояния, действия дальней авиации в сложных метеоусловиях днем и ночью.
    В 1933 г. Военно-Воздушные Силы страны приступили к формированию тяжелобомбардировочных авиационных корпусов. В 1936-1938 гг. создаются крупные дальнебомбардировочные оперативные объединения - авиационные армии особого назначения (АОН). Удельный вес дальней бомбардировочной авиации (ДБА) - так этот род авиации стал называться с 1934 г. - в составе ВВС возрос за короткое время с 11 до 21%.

Дальний бомбардировщик Ер-2 (8188 bytes)
Дальний бомбардировщик Ер-2

    Тяжелые бомбардировщики успешно применялись против японских войск в ходе боев в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1938 г.), где ТБ-3 не только успешно уничтожали живую силу и боевую технику, но и оказывали мощное моральное воздействие на противника.
    В 1936 г. практически одновременно с самолетом В-17 американской фирмы "Боинг" в России был построен дальних скоростной и высотный бомбардировщик - "летающая крепость" ТБ-7 (Пе-8). Однако основу ДБА в предвоенное время составляли двухмоторные самолеты ДБ-3 и его модификация ДБ-3Ф (Ил-4).

ДБ-3 (8555 bytes)
ДБ-3 прототип известного Ил-4


    В Великой Отечественной войне дальняя авиация решала как стратегические, так и оперативно-тактические задачи. Привлекалась она при необходимости  и к нанесению бомбовых ударов по целям на поле боя. Уже летом 1941 г. самолеты Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Ер-2 бомбили Берлин, Кениксберг, другие важные экономические центры противника.
    Однако распыление сил дальней авиации, отсутствие централизованного руководства ее действиями привели к неоправданным боевым потерям (из 1000 самолетов ДБА, имевшихся к началу войны, к концу 1941 г. в строю осталось лишь300). В 1942 г. ДБА была непосредственно подчинена ВГК. Ее действия стали носить характер массированных налетов на наиболее важные объекты. Так удары авиации по городам Хельсинки и Будапешт ускорили выход Финляндии и Венгрии из войны.

В-25 Митчел, поставлявшийся по ленд-лизу (14809 bytes)
Ил-4

    В 1941-1945 гг. потребовалась концентрация основных усилий авиационной промышленности на производстве самолетов фронтовой авиации - истребителей, штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков. Для ДБА большой серией строились лишь бомбардировщики Ил-4, продолжался малосерийный выпуск самолетов Пе-8 и Ер-2. В то же время были прекращены работы по дальнему высотному бомбардировщику ДВБ-102, построенному в 1939 г. ОКБ В.М.Мясищева и близкому по своей концепции к американскому самолету Боинг В-29.

Экипаж Пе-8 после вылета на Берлин (20782 bytes)
Экипаж Пе-8 после вылета на Берлин

    После окончания войнысоветская дальняя авиация (стала именоваться так с 1946 г.) распологала внушительным парком из 1839 самолетов, однако лишь относительно малая часть - 32 четырехмоторных бомбардировщика Пе-8 - была способна решать стратегические задачи. Большинство же самолетов - устаревшие Ил-4, Ер-2, а также полученные по ленд-лизу В-25 - имели недостаточный боевой радиус, бомбовую нагрузку, низкую скорость и слабое оборонительное вооружение.
    Разумеется, руководство страны не могло мириться с подобной ситуацией, тем более что еще в 1943 г., после получения информации об аналогичных исследований в США и Германии, СССР приступило к реализации собственной атомной программы, а для бомбы требовался соответствующий носитель. В 1947 г. в Казани и Куйбышеве началась массовая постройка тяжелых бомбардировщиков Ту-4 (копия американского В-29), продолжавшаяся до 1952 г. В 1952-1953 гг были созданы дальние бомбардировщики нового поколения - Ту-16, Ту-95 и М-4, оснащенные газотурбинными силовыми установками. В 1958-м, с появлением Ту-22 дальняя авиация вступила в сверхзвуковую эпоху.

Первые опыты по дозаправке Ту-4 в воздухе (6325 bytes)
Первые опыты дозаправки Ту-4 а воздухе

    В настоящее время дальняя авиация России распологает стратегическими самолетами Ту-95-К22, Ту-95МС и Ту-160, бомбардировщиками средней дальности Ту-22М2 и Ту-22М3, а также самолетами-заправщиками Ил-78 и Ил-78М. Численный состав ДА заметно сократился за счет снятия с вооружения выработавших свой ресурс самолетов 3М, Ту-16 и Ту-22. В то же время практически прекратился серийный выпуск самолетов четвертого поколения Ту-160 и Ту-22М3.

Ту-16 с крылатыми ракетами КСР (10398 bytes)
Ту-16 с крылатыми ракетами КСР

Предсерийный экземпляр Ту-22М-0 (13143 bytes)
Предсерийный Ту-22М-0