Ту-16

    Работы по формированию облика этого самого массового бомбардировщика 50-80-х годов, предназначавшегося для замены поршневого Ту-4, начались в 1948 году. В 1950-м ОКБ приступило к его проектированию. Первый полет нового самолета состоялся 27 апреля 1952 года (командир экипажа - Н.С.Рыбко). Ту-16 строился массовой серией на заводах в Самаре и Казани, его выпуск в СССР был прекращен лишь в 1963 г.
    Имелись следующие основные мадификации машины: Ту-16А (1954 г.) - бомбардировщик с ядерным вооружением; Ту-16К (1954 г.), Ту-16К-10 (1958 г.), Ту-16К-11-16 (1962 г.) и ту-16К-26 - бомбардировщики-ракетоносцы; Ту-16Т - торпедоносец; Ту-16Р (1955 г.) - разведчик; Ту-16РМ (1955 г.) - разведчик-целеуказатель (для ВМФ); Ту-16П и Ту-16Е самолеты РЭП; Ту-16З (1955 г.) - самолет-заправщик (крыльевой метод дозаправки); Ту-16Н (1963 г.) - самолет-заправщик методом "шланг-конус" (обеспечивал дозаправку ракетоносцев и разведчиков Ту-22); Ту-16С (1955 г.) - морской поисково-спасательный самолет.

Дозаправка в полете (10987 bytes)

    В 1957 г. лицензия на производство Ту-16 была передана Китаю, где он под обозначением Н-6 серийно строился с 1968 г. вплоть до конца 80-х.
    На базе бомбардировщика Ту-16 были созданы пассажирские самолеты Ту-104 (серийно строившийся в Харькове) и Ту-110 (опытный, построены три самолета), а также военно-транспортный Ту-107 с грузовой рампой.
    Ту-16 - первый в России серийный тяжелый бомбардировщик со стреловидным крылом. В конструкции самолета раньше чем на аналогичных самолетах США и Великобритании, было реализовано "правило площадей".

Ту-16 (17395 bytes)

    Бомбардировщики типа Ту-16 оснащались БРЛС РБП-4 или "Рубин-1", оптическим бомбардировочным прицелом ОПБ-11Р или ОПБ-16. Ракетоносцы имели различные системы наведения управляемого ракетного оружия. Для управления огнем оборонительного вооружения использовалась РЛС ПРС-1 "Аргон". В грузоотсеке могла размещаться бомбовая нагрузка массой до 9 т. (в том числе бомба ФАБ-9000). Ракетное вооружение Ту-16К включало две противокорабельные УР класса "воздух-поверхность" КС-1. Самолет Ту-16К-10 оснащался ракетой К-10С на подфюзеляжном узле подвески в полуутопленном положении. Ту-16К-11-16 нес две УР КСР-2 или КСР-11 (с активной или пассивной радиолокационной системой самонаведения) на подкрыльевых узлах, а Ту-16К-26 - две сверхзвуковые ракеты КСР-5 с активным или пассивным радиолокационным наведением.

    Оборонительное вооружение включало семь пушек АМ-23 (23 мм, три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка - в носовой части). В 1961 году 25 самолетов Ту-16 с советскими экипажами были предоставлены Индонезии. Они приняли участие в индонезийско-голландском вооруженном конфликте, где играли роль "оружия устрашения", так как до реальных боевых действий так и не дошло. В составе ВВС Египта Ту-16 успешно применялся в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Использовался также в Ираке на начальном этапе ирано-иракской войны 1980-1988 гг., а также советскими ВВС в ходе боевых действий в Афганистане.

    Снят с вооружения ВВС и ВМФ России в 1994 году.