Топливозаправщик Ил-78 создан на базе военно-транспортного Ил-76МД. На вооружение строевых частей дальней авиации начал поступать в 1987 г., придя на смену самолетам-заправщикам 3МС-2 и 3МН-2. Способен снабжать топливом в полете самолеты различных классов: тяжелые бомбардировщики, самолеты ПЛО и ДРЛО, а также самолеты тактической авиации и Войск ПВО (МиГ-31, Су-24М, -30, 34, -35 и др.).
В фюзеляже самолета-заправщика установлены два бака, вмещающих по 14 000 кг топлива каждый (суммарная емкость - 36 450 л). В хвостовой части фюзеляжа и под консолями крыла размещены подвесные унифицированные агрегаты запрвки УПАЗ-1А (производительность - по 2340 л/мин) для дозапрвки самолетов в полете по схеме "шланг - конус". Допускается одновременная дозаправка одного ЛА (класса "тяжелый бомбардировщик") с подфюзеляжного агрегата заправки либо двух класса "фронтовой бомбардировщик" или "истребитель" с подкрыльевых агрегатов запрвки. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков - 57 720 кг, крыльевых и фюзеляжных - 85 720 кг. Суммарная емкость топливных баков - 92 800 кг, что обеспечивает Ил-78 перегоночную дальность полета 9500 - 10 000 км.
В хвостовой части Ил-78 на месте
кабины стрелка расположено рабочее место
оператора дозаправки, оснащенное оптической
системой заднего обзора. Имеется
радиотехническое оборудование ближней
навигации РСБН-7С для обеспечения режима
"Встреча", а также необходимое
светотехническое оборудование, позволяющее
летчику заправляемого самолета в ночных
условиях видеть контур самолета-заправщика и
агрегаты заправки.
После снятия фюзеляжных топливных
баков Ил-78 может в течении короткого времени быть
переоборудован в транспортный самолет,
практически неотличающийся от стандартного Ил-76.
В АК им.Ильюшина создан
усовершенствованный вариант
самолета-заправщика Ил-78М, имеющий большую
топливовместимость.
Серийный выпуск самолетов
осуществляется Ташкентским авиационным
производственным объединением. Помимо ВВС
России Ил-78 состоят на вооружении воздушных сил
Украины.
Экипаж - 7человек
Размах крыла - 50,50 м
Длина самолета - 46,59 м
Тяга двигателей - 4х12300 кгс
Максимальная взлетная масса - 190000 кг
Максимальная скорость - 830 км/ч
Практический потолок - 11230 м
Практическая дальность с максимальной нагрузкой
- 3650 км