Суворов (в сокращении)
Счастье привалило с неба.
Американский стратегический
бомбардировщик Б-29 совершил вынужденную посадку
на советской территории. Бомбардировщик
участвовал в воздушном налете против общего
противника - Японии и, поврежденный в бою, еле
дотянул до ближайшего союзного аэродрома -
Барановского аэродрома под Уссурийском.
Повреждение было пустяковым: крыло в нескольких
местах пробито пулеметной очередью японского
истребителя, из-за чего бомбардировщик потерял
много топлива. Командир имел выбор: бросить
бомбардировщик в океан, а экипаж обречь на верную
гибель или дотянуть до верного союзника,
подлатать пробоины, заправить самолет топливом и
через пару дней вновь принять участие в
бомбардировке Японии. Командир принял второе
решение. Бомбардировщик стоит не один миллион,
рассудил он, повреждения пустяковые. Экипаж цел.
Экипаж очень опытный, а это на войне, пожалуй,
самое важное. Зачем такой экипаж отдавать на
съедение акулам? А союзник рядом. Так лучший в
мире стратегический бомбардировщик оказался на
территории Советского Союза.
Весть эта прошла от Уссурийска до
Кремля 10000 километров и все бюрократические
барьеры за считанные минуты.
Иосифу Виссарионовичу доложили о
случившемся во время совещания. Сталин на
мгновение задумался, а затем, попросив остаться
только членов Политбюро, сообщил им новость и,
лукаво усмехнувшись, попросил высказаться.
Мнение было единогласным: под всякими
предлогами задержать самолет на недельку, чтобы
специалисты смогли ознакомиться с ним.
А если не отдавать самолет союзникам
вообще? раскурив трубку, поинтересовался Великий
Вождь и Учитель.
- Обидятся союзники товарищ Сталин
осторожно возразил Молотов.
- Могут прекратить поставки, добавил
Каганович.- Что мы без "студебеккеров" будем
делать?
Великолепный американский армейский
грузовик "студебеккер" от простых солдат до
маршалов был признан единодушно лучшей военной
машиной. Знаменитые русские "катюши" БМ-13
монтировались только на этих американских
машинах, да не только они. Советская артиллерия
была самой мощной в мире, но ее основным тягачом и
транспортером боеприпасов был все гот же
американский "студебеккер". Снабжение всей
громадной армии осуществлялось исключительно
"студебеккерами". Кроме грузовиков, союзники
давали много другого, весьма важного для
Советской Армии - от средств связи и джипов до
истребителей "Аэрокобра", бронетранспортеров и
танков.
Поставки могли быть в любой момент
приостановлены, и, учитывая это, члены Политбюро
задумались. Все осторожно высказывались против
предложения не возвращать бомбардировщик. Один
лишь Берия молчал, выжидая, стараясь понять, куда
клонит Великий Учитель.
А Учитель, презрительно фыркнув на
опасения Политбюро, заявил:
Германию мы скоро и так задушим, а что у
нас дальше на очереди? Как же нам против Англии и
Америки без стратегического бомбардировщика?
Союзники стерпят,- пососав трубку, добавил он,-
понервничают немного и забудут. А бомбардировщик
скопировать один к одному, и чтоб через год летал.
Берия энергично поддержал Сталина.
Члены Политбюро дружно согласились. Все они
отлично знали основной принцип Вождя и Учителя: с
другом и союзником обращайся как с женщиной -
чем больше бьешь, тем больше любит. Каждый из них,
однако, сильно сомневался, в душе конечно, что
союзники и на этот раз стерпят.
Но союзники стерпели. Экипаж
американский вернули, но лучший в мире
стратегический бомбардировщик - нет. Никаких
объяснений на этот счет советская сторона не
потрудилась придумать: не отдадим, и точка.
Поставки по ленд-лизу продолжались своим
чередом, ибо американские дипломаты имели
привычку обсуждать возникающие проблемы вне
зависимости от вопросов военных поставок.
Руководителем копирования был назначен лучший из советских авиаконструкторов А. Н. Туполев, и новый советский стратегический бомбардировщик впоследствии получил его имя - Ту-4. В помощь КБ Туполева были брошены еще 64 конструкторских бюро и НИИ, которые должны были копировать двигатели, топливо, материалы, из которых был выполнен Б-29, а также все его системы навигации, прицеливания, внутренней и внешней связи и многое, многое другое. Координация работ всех КБ, НИИ и заводов была возложена на товарища Берию Лаврентия Павловича, а его главным техническим консультантом был назначен авиаконструктор Яковлев, который лучше всех понимал Сталина и лучше других умел ему угождать.
На восстановленном Воронежском авиазаводе был срочно возведен гигантский цех, в котором, кстати, 22 года спустя была предпринята неудачная попытка скопировать "Конкорд", обозвав его тоже туполевским именем.
Б-29 был разобран на тысячи мельчайших
составляющих, которые были распределены между
министерствами, ведомствами, конструкторскими
бюро и НИИ с категорическим требованием
скопировать деталь, агрегат или прибор и через 10
месяцев приступить к серийному производству.
Наверное, из-за этих-то небольших
деталей, узлов и механизмов, разосланных по всему
Союзу, бомбардировщик и получил свое печальное
название "кирпичный". А может быть, эта позорная
кличка прилипла к нему просто из-за того, что был
он значительно хуже оригинала.
Трудности пошли с самого начала
копирования. Во-первых, не могло быть и речи об
использовании метрической системы мер. Ибо если
снизить хотя бы на десять миллиграммов вес
каждой заклепки, то в результате это могло
привести к снижению прочности всей конструкции,
если вес хоть немного увеличить, это могло
сказаться на весе всего самолета. Туполев
понимал, что если копировать самолет - то надо
копировать все полностью, включая заклепки,
винтики, гаечки, болтики.
Советские торговые представители в
Канаде, Англии, США начали небольшими партиями,
чтобы не вызвать подозрений, скупать
измерительное оборудование. Срочно началось
переучивание тысяч инженеров, техников, рабочих
на дюймы, футы и фунты.
Для сотен будущих бомбардировщиков
началась спешная подготовка тысяч экипажей и
десятков тысяч человек наземного инженерного и
технического состава.
Сколько галлонов топлива
потребуется при нормальном расходе топлива и при
отсутствии ветра для полета на 1 000 миль на высоте
30 000 футов? - такие элементарные задачки ставили
в тупик не только опытных асов, прошедших войну,
но и профессоров Военно-воздушной академии.
Давление в трубопроводе 12 фунтов на
квадратный дюйм - много это или мало?
Может быть, для американских и
английских специалистов, привыкших оперировать
двумя системами мер, это и не столь трудно, но для
советских это была проблема номер один. Из-за
этого были допущены тысячи ошибок, каждая из
которых каралась беспощадно.
По мере того как новая система измерений приживалась в советской авиационной промышленности и авиации дальнего действия, появилась и другая, не менее сложная проблема: проблема сохранения тайны, так как каждый, кто проявлял знание английской системы мер, по мнению ГБ, мог быть легко выделен врагом среди тысяч других людей как потенциальный носитель государственных тайн.
Налей-ка, Маша, полпинты квасу! Ты это
брось! Ишь, нахватался от блатных! Виновный, вдруг
осознав оплошность, мертвенно бледнел.
- Да ты не подумай чего плохого, я ж
обидеть тебя не хотел.
К удивлению Маши-буфетчицы, обидчик ее
на следующий день исчезал навеки.
- Ишь, как за чистоту языка взялись.
Давно бы так! Вот до курилки все не доберутся,
там-то матом эвон как кроют.
Все, кто видел Туполева в тот период, единодушно отмечают его веселость и почти детскую беззаботность. Старика, видать, терзала ревность. Он любил и ненавидел Б-29, стараясь скрыть это от окружающих. Ему явно претило заниматься механическим копированием, и он скрывал это под маской равнодушия и беззаботности. В тот период Туполев проблем не имел, любой самый сложный вопрос решал походя.
Нашли на левом крыле маленькую
дырочку; ни аэродинамики, ни специалисты по
прочности - никто понятия не имеет, на хрена
такая дырочка. Ни трубка к ней не подходит, ни
провод, и на правом крыле такой дырочки нет.
Провели экспертизу: оказалось, просверлена
дырочка заводским сверлом в одно время с другими
отверстиями для заклепок. Как быть? Вероятнее
всего, просверлена она по ошибке, а потом
заделать ее забыли, слишком уж мизерная. Вопрос к
Главному конструктору, что же делать.
- У американцев есть?
- Есть.
- Так какого ж хрена спрашиваете?
Приказано один к одному!
Так на всех стратегических
бомбардировщиках Ту-4 на левом крыле
появилось крошечное отверстие, просверленное
самым тонким сверлом.
Через весь самолет от кабины пилотов
к "хвостовому Чарли" ведет гермолаз - узкая
труба, по которой можно на четвереньках пройти
внутри всего самолета. Гермолаз изнутри был
выкрашен светло-зеленой краской (над которой
тоже долго работало какое-то КБ), но в самом конце,
на последних метрах, он был белым. Может быть,
солдатик какой изнутри красил, да у него краска
кончилась, потом самолет ушел на задание с
недокрашенным гермолазом. Только вот приказ был
- скопировать один к одному, и оттого во всех
советских бомбардировщиках окраска гермолазов
не только точно соответствовала расцветке, но и
по дюймам была вымеряна в соответствии с
американским образцом, сколько должно быть
светло-зеленой, а сколько белой. Это потом во все
инструкции вошло, как нужно красить самолет
изнутри.
Тем временем на территории Советского
Союза произвели вынужденную посадку еще два Б-29.
Выяснилось, что дырочек на их крыльях нет.
Гермолаз одного покрашен светло-зеленой краской
от начала до конца, а гермолаз другого весь белый.
Опять вопросы к Главному конструктору: как быть?
Для Туполева и тут не было проблем:
приказано скопировать тот самолет, который
приземлился первым, а про эти никакого приказа не
было. Вот и копируйте! Постепенно проблем
становилось все меньше. Все привыкли к
стандартному ответу Главного: делать, как у
американцев на первом самолете. Больше никто
вопросов не задавал. В связи с этим родился
небольшой анекдот: спрашивалось, какие звезды
будем рисовать на серийных самолетах - белые
американские или красные советские? Этот-то
вопрос и поставил впервые Туполева в тупик.
Нарисуешь белые американские звезды поставят к
стенке как врага всенародного. А если красные
советские, то это, во-первых, не один к одному, как
приказано, а во-вторых, может быть, Верховный
Главнокомандующий их думает использовать против
Америки, Англии или Китая именно с американскими
опознавательными знаками. Вопрос о звездах был
единственным вопросом за все время копирования,
который задал Туполев Берии, не мое, мол,
конструкторское дело. Берия, однако, тоже был
поставлен в тупик. Задавать вопросы Сталину он не
привык. Вознесся он к самой вершине только
благодаря тому, что, подобно псу, умел наперед
угадывать желания Хозяина и все понимать с
полуслова, не переспрашивая.
Говорят, что Берия рассказал Сталину о звездах тоже в виде анекдота, и по тому, как Сталин смеялся над шуткой, Берия безошибочно понял, какими звезды должны быть. Последняя проблема была решена, и началось серийное производство.
На всех, кто принимал участие в создании "Кирпичного бомбардировщика", обрушился золотой дождь. В короткий период было вручено 57 Сталинских премий "За разработку новой боевой техники". Берия, Туполев и Яковлев, кроме всего, получили еще и по ордену Ленина.